президент Высшей школы методологии
Андрей Курпатов
Врач-психотерапевт, основатель интеллектуального кластера «Игры разума». Автор более 100 научных работ, 12 монографий и более 30 научно-популярных книг по психотерапии, философии и методологии общим тиражом более 5 млн. экземпляров.
доктор философских наук
Екатерина Наумова
Доктор философских наук, автор более 50 научных статей в области философии и психологии, в том числе 2-х монографий.
Высшая школа методологии представляет цикл открытых лекций А. В. Курпатова. На четвертой лекции будут рассмотрены способы, с помощью которых человек познает мир и строит свои представления о нем.
Этой лекцией мы завершаем первый курс из цикла «Новая антропология». Название курса — «Человек». Название, вроде бы, и незатейливое, но, поверьте, весьма амбициозное, если не сказать наглое. Правда в том, что нет ни одной книги, в которой было бы представлено научно-обоснованное описание феномена «человек». И в этом легко убедиться... Представьте себе, что нашу планету захватывают инопланетяне. При этом, они миролюбивы и дружелюбны. То есть, съесть нас или как-то иначе поэксплуатировать они не хотят, менять тоже. Им просто нужно знать, как с нами обращаться, чтобы мы были довольны своей жизнью и новыми властителями. Какую книгу вы им предложите в качестве «инструкции по применению»?
Мы создали «инструкции по применению» для всего — для телевизоров и электрических чайников, лекарственных препаратов, лифтов, эскалаторов и самолетов. Но у нас нет «инструкции по применению», когда дело заходит о нас самих. Кто мы такие? Как с нами обращаться? Что нужно учесть, чтобы мы были более-менее всем довольны? Эти вопросы повисают без ответов.
Если учесть все философские концепции, все психологические эксперименты и теории, все нейрофизиологические исследования, а также факты, добытые эволюционной теорией, всю информацию о истории человечества и множестве культурных традиций, наш объем знаний о себе ошеломляет. Он поистине фантастический! Но почему тогда все это не работает? Где «инструкция»? Сколько вешать в граммах?
Отсутствие внятного, целостного представления о «человеке» неудивительно: сложно найти что-то более противоречивое, чем мы с вами. Попытки сшить все это «несшиваемое» и впихнуть «невпихуемое» регулярно оборачиваются, как говорят в таких случаях, «эпическими провалами». Как объединить в единую, непротиворечивую систему все, что мы знаем о человеке?
Что ж, мы затеяли путешествие в самую настоящую «кротовую нору»!
Проблема ведь не в том, что мы знаем о себе слишком много, а в том, видимо, что мы знаем это неправильно. Да, мы собрали кучу фактов, но так и не удосужились взглянуть на них трезво, не спросили себя — о чем нам эти факты говорят?
«Новая антропология» ставит перед собой задачу переосмыслить имеющиеся у нас научные факты и теоретические представления (из философии, психологии, социологии), чтобы получить целостную систему знаний о «человеке». И первый шаг здесь — радикальное сомнение в оправданности наших прежних представлений.
Лекция «Что я могу „знать“?» заключительная в этом курсе и нам предстоит подвести итоги. Попробуем собрать этот хитрый пазл...
Стоимость — 500 рублей.
Стоимость видеотрасляции — 150 рублей.
Купить билет
