Зануда

Природа vs воспитание. Интервью с Екатериной Виноградовой

Как в нашем поведении соотносится врождённое и приобретённое? Ответ вы узнаете сегодня на лекции кандидата биологических наук Екатерины Виноградовой. Накануне нам удалось поговорить с Екатериной Павловной о соотношении условных и безусловных рефлексов человека и узнать, с какими материалами по теме лекции нам будет полезно познакомиться.


Екатерина Павловна, зачем нам знать, что в нашем поведении врождённое, а что — приобретённое?

Это нужно хотя бы из любопытства. Мы так устроены, что хотим разобраться в себе любимых. С практической точки зрения это имеет следующее значение: можем менять в лучшую сторону то, что возможно изменить, и не трогать то, что бесполезно пытаться менять. Кроме того, проблема соотношения врождённого и приобретённого чересчур идеологизирована. 
Политические позиции порой оказывают сильное влияние на представления о поведении человека. 


Помогает ли наблюдение за животными выяснить, что преобладает в человеке — врождённое или приобретённое?


Без наблюдений за животными и экспериментами над ними мы были бы намного дальше от понимания этой проблемы, чем сейчас. Почему? Это связано с этической составляющей исследований (далеко не каждый эксперимент можно провести на человеке) и с возможностью «убрать» массу влияющих на поведение факторов, то есть проводить исследование при прочих равных условиях.

Важны такие факторы, как длительность жизни и скорость размножения: на животных мы за относительно короткий срок можем проследить, как изменяется какое-либо свойство поведения в ряду поколений, и селектировать чистые линии (генетически однородные) по конкретному поведенческому признаку.


Известно ли достоверно, какие особенности поведения у нас с рождения, а какие мы приобретаем в течение жизни?

Этот вопрос как раз и отражает распространённое мнение о том, что есть признаки, данные с рождения, а есть — приобретённые. В редких случаях мы можем их разграничить. Упомяну несколько, иначе слушателям на лекции будет не интересно. Без сомнения, наш родной язык — приобретённый признак. Не вызывает сомнения, что безусловные рефлексы определяются генетическими факторами. А вот всё остальное...


Какие материалы вы бы посоветовали почитать/посмотреть тем, кто заинтересован данной темой?

На эту тему мало обзоров на русском языке, однако есть что почитать:


Большинство источников, выпадающих в Google по ключевым словам темы, противопоставляют условные и безусловные рефлексы (инстинкты) и рассматривают их как альтернативные признаки. Так об особенностях поведения человека рассуждали ещё 50 лет назад, поэтому будьте внимательны в выборе источников. Из того, что можно посмотреть, рекомендую курс Роберта Сапольски «Биология поведения».
Друзья, Екатерина Виноградова посоветовала несколько видео,
полезных для понимания особенностей нашего поведения. Приятного просмотра!

Беседовала Светлана Павлова