Виталий Васянович

Дневник Зануды. Запись 8. О научно-популярном движении

Друзья, недавно я был на Слёте просветителей, что стало поводом для рефлексии. Прошло больше года с момента, когда я вступил на дорогу профессиональной популяризации. Думаю, настало время подвести некоторые итоги. Сегодня я расскажу об успехах проекта «Зануда», личных достижениях и своём видении развития научно-популярного движения.

Количество мероприятий от «Зануды» скоро достигнет отметки 100 без учёта партнерских событий. С этой точки зрения нас можно считать одним из самых продуктивных российских проектов. Опережает «Зануду» по цифрам, наверное, только культурно-просветительский центр «Архэ». Мы становимся опытнее, поэтому можем сказать несколько слов об индустрии науч-попа.


1. Науч-поп как бизнес


Хочу сделать так, чтобы просвещение стало выгодным не только с социальной точки зрения, но и с финансовой. Моя задача сделать проект, который будет окупать расходы на проведения мероприятий: аренда за помещения, персонал, продвижение и т. д. Мы постепенно к этому движемся и иногда показываем небольшую, но прибыль. Спасибо нашим лекторам за то, что идут навстречу и выступают за благодарность в виде ужина, а волонтёрам за то, что вдохновлены идеей проекта!

Мы за свет, знания и науку, но большим количеством бесплатных событий мы разбаловали публику, поэтому сложно повышать качество мероприятий. Да, аудиторию нужно просвещать, но ничего бесплатного не бывает. Друзья, давайте помогать друг другу! Спасибо тем, кто это понимает! Каждый раз говорю это искренне.

К чему стремимся?

Во-первых, научиться делать такой продукт, за который люди захотят платить.

Во-вторых, стараться держать баланс между доступностью и оплатой. Мы за доступные знания, поэтому делаем мероприятия за добровольные взносы. Таким образом и школьник, и студент, и жадина могут узнать о науке больше. Честное слово, не верю, что у школьника и студента нет 200-300 рублей, чтобы купить билет на лекцию. 

В-третьих, держать баланс между доступностью знаний и тем, чтобы не ходить в последней обуви. Бизнес бизнесом, но это лишь средство существования. Цель у нас высокая, и мы к ней стремимся.

Мне всё больше нравится аудитория «Зануды » — в среднем возраст 28±5. 
Это значит, мы работаем на долгосрочную перспективу и помогаем гостям становиться людьми будущего, а не прошлого.


2. Науч-поп как сфера


Науч-поп — это сфера развлечений, как мне кажется. В результате такого досуга можно извлечь кучу пользы. Например, узнать о строении мира. По сути мы те же музыканты, артисты спортсмены и т. д. Лекторы — это певцы со своим уникальным голосом, текстом и группой. Научный журналиста Ася Казанцева так и говорит: «Моя работа, как у селебрити...». По-моему, это отличное понимание того, где мы и что мы делаем.

Мне не нравятся фразы «просветительский» и «популяризация науки». Первая ассоциируется с институтом церкви, а вторая, кроме редких случаев, не соответствует мотивам и результатам деятельности: мы не создаём новых учёных и не делаем науку модной. Слушатель лекций «Зануды» уже состоялся. Пойдут за вторым высшим или в научную деятельность, может, 1% от всех слушателей. Мотивы у людей разные, но все они хорошие!

Люди приходят к нам на мероприятия в силу когнитивного голода и чтобы почувствовать, что вокруг него такие же умные и любопытные, как и он. Мы вступили на дорогу борьбы за самый главный ресурс — время людей. Вместо просмотра сериала мы предлагаем лекцию о летающих поездах, планетах и экспериментах. 

зануда_Ви.jpg
Пытаюсь быть объективным и бесстрастным, поэтому предлагаю меньше романтики и больше делового подхода в нашей сфере.


3. Проект «Зануда»


Это феноменально! В проекте работают два сотрудника — я и менеджер по развитию проекта Света Павлова — и огромная команда волонтёров, которые тратят своё время и деньги на «Зануду». Ребята, вы красавцы и красавицы! Благодаря вам мы можем параллельно готовить множество мероприятий и экспериментировать с более сложными вещами. Ценю и люблю!

Теперь о проекте и котике. Есть ощущение, что надо сократить количество небольших мероприятий и начать делать крупные и насыщенные. Например, раз в две недели проводить дневные фестивали науки: здесь будут и лекции, и семинарчики и интерактив! Можно провести полвоскресенья изучая, как развивается мозг. Надеюсь, что финансово это будет также оправдано!


4. Личные успехи


Я впервые в роли руководителя, но помимо этого решил стать популяризатором науки. С первой задачей наметился прогресс, но со второй пока справляюсь только частично. Почему частично? (см п. 2.) Я не популяризатор науки, я занимаюсь популяризацией научных знаний. Это суть моей деятельности, а формат — стендап. В детстве мечтал быть клоуном, люблю смеяться и смешить других людей. Это желание и определило форму подачи. 

Со стендапом я выступаю и в «Зануде», и для других проектов. Недавно был на съёмках первого научного стендапа для телеканала «Россия — Культура». Мне нравится выступать и надеюсь, что буду расти в этом деле. Спасибо основателю кластера Андрею Курпатову за то, что увидел моё рвение и задатки к этому! Без его моральной, наставнической и финансовой поддержки всё это осталось бы в какой-то другой Вселенной.
Мне кажется, что юмор — это отличный способ удерживать аудиторию, помогать ей снимать напряжение там, где произошёл мыслительный тупик. 


5. Думаю, что надо 5 пунктов...Но хватит текста!


Иногда слышу опасения: якобы «науч-поп скатывается и его волна прошла». Думаю, дело обстоит иначе. Мы, как сфера и как проект, как личности, растём. Неплохо бы ещё сформулировать цели, миссию, задачи и гипотезы, чтобы ускорить процесс эволюции. 

Общий план.jpg
Надеюсь, будем расти и дальше! Всем мира, тепла, взаимопонимания и взрослого отношения к положению вещей!