Виталий Васянович

Дневник Зануды. Запись 5. По пути на Летнюю школу

Привет, читатель! Сегодня я расскажу тебе эпичную историю, которая произошла со мной по дороге на Летнюю школу. «А вы знаете, что о человеке нам известно примерно пять процентов?» — сказала нам соседка в автобусе, женщина семидесяти лет. Я подавился киселём. Добро пожаловать в мракобесный автобус! Но давайте по порядку.

С 24 июля по 6 августа я решил поехать в отпуск на Летнюю школу — свободный просветительский и образовательный проект. Мероприятие проходит в лагере Объединённого института ядерных исследований, недалеко от Дубны. Меня пригласили прочитать курс по психологии для школьников мастерской «Школа научной журналистики».

Утром 24 июля я и моя подруга Василиса Бабицкая опаздывали на автобус. Мы судорожно просили по телефону популяризатора науки Александра Панчина устроить диверсию и задержать автобус. Успели. Автобус был практически полон, мы сели на свободные места ближе к концу салона. Предстояли несколько часов интересного общения в крутой компании.

Мы болтали об эволюции звёзд, антропологии, науч-попе, книгах, сериалах и фильмах. Беседа начала угасать, как вдруг наша пожилая соседка повернулась к нам, таинственно улыбнулась и сказала:
— Услышала, что вы говорите о науке. А вы знаете, что о человеке нам известно примерно пять процентов? Многое необъяснимо!
Повисло напряжённое молчание. Проскользнула мысль: как она вычислила эти 5 %, если мы не знаем всего объёма знаний?
Получается, должна быть такая формула: знание/(знание+(незнание)) * 100%. Предположим, мы можем оценить объём знания, но как оценить объем незнания? Никак, блин! У незнания вообще нет конечного числа...Соседка продолжала:
— Вообще я могу чувствовать поле человека и даже лечить рак с помощью биоэнергии!

Наша попутчица оказалась бывшим инженером-диспетчером на радиолокационной станции. Однажды её отправили в больницу: отказали почки, женщина оказалась на грани смерти, но выкарабкалась. Она ходила «фотографировать» свою ауру, а самопровозглашённый «профессор» сказал, что у неё сильная связь со Вселенной. Женщина — мать медсестры и военного летчика. При этом — адепт альтернативной медицины, тонких тел и анализа ауры при помощи собак. Более того, практикующий специалист, который лечит по объявлениям в газете.

Как инженер по образованию к этому пришла? По словам женщины, врачи и традиционная медицина не помогали, а делали только хуже: в результате инъекции препарата у неё дважды отказывали почки, — поэтому она начала пить гомеопатические таблетки, обратилась к восточной медицине.

— Я могу найти рак с помощью маятника и вылечить человека за 35 минут. — продолжала попутчица. —Понимаете, у рака есть излучение, а излучение — это волна. Если это волна, то я могу создать резонанс при помощи другой волны и таким образом нейтрализовать её вредное воздействие!

Я попросил вылечить меня от жировика на предплечье. Она отказалась:
— Не смертельно ведь!
Раз с жировичком не задалось, мы решили понять её картину мира и задали несколько вопросов:
— Считаете ли вы теорию эволюции верной?
— Нет, не считаю.
— Назовите планеты Солнечной системы?
— Ой, не помню!
— Как называется нервная клетка?
— Мне не нужно знать название нервной клетки, чтобы лечить рак мозга!

Возраст Вселенной она тоже назвать не смогла, равно как и определить, что такое аура. Тут к ней подоспела помощь молодой девушки. Она задала до боли знакомый для нас вопрос:
— Почему мы не эволюционируем прямо сейчас? Почему обезьяны с деревьев не слазят?
Попытки ответить на эти вопросы должного эффекта не имели. Мы ожидали: «Ах, вот оно как работает!»— а получился «пшик». 
Переубедить девушку или поставить под сомнение её точку зрения не получилось. Мы почувствовали себя беспомощными. Вышли из автобуса, сели в такси и поехали в лагерь.

По дороге обсуждали произошедшее и вернулись к вечному вопросу: «Что делать?». Отдельно отмечу качество дороги до лагеря: вся в заплатках! Заплатку делают, когда на дороге появляется яма: строитель накидывает асфальт сверху и утрамбовывает его. Получается неровно, но лучше, чем яма. Иногда встречаются целые участки дорог в подобных заплатках. Так и мы, наслушаемся глупостей и потом исправляем ошибки в картине мира — делаем заплатки.

Объезжая достижения российского строительства дорог по обочине со скоростью 5 км/ч, ударяясь головой о крышу машины, мы размышляли над тем, как и зачем бороться с мракобесием. Выделили два подхода.

Первый подход — количественный. Это вещание на большую аудиторию с рассказом о заблуждениях в области науки. Так форум «Ученые против мифов» борется с заблуждениями. Есть отдельные популярные мракоборцы: тот же Александр Панчин. Задача этого подхода — собрать как можно больше просмотров, не дать людям впасть в зону заблуждений, которые и фотонным лазером не вырежешь. Этот способ ещё и приятный, потому что редко встречаешь оппозицию. Минусы подхода в следующем: нет диалога с публикой, диагностики заблуждений и оценки просветительского эффекта. На подобные мероприятия редко приходит большое количество людей, заражённых мракобесием.

Второй подход — качественный. Он индивидуален: беседа «по понятиям» с каждым мракобесом. Например, Ричард Докинз отказался от такого подхода. Дело в том, что это энергозатратный, часто безуспешный способ переубедить человека. Конечно, это полезная тренировка навыков общения с аудиторией. Бывает весело, иногда даже удаётся переубедить человека. Но чаще всего вас ждёт провал.

Как избежать ощущения бессилия? К какому результату хотим прийти? Всё упирается в цель. Давайте по шагам:

  1. Ставим перед собой цель: потренироваться в коммуникации, переубедить человека, весело провести время. Мы, конечно, за ненасильственную просветительскую цель.
  2. Пробуем определить слабые места в картине мира человека.
  3. Предлагаем ему «заплатку» в виде научно-популярной книги, фильма, лекции или статьи.
    Получится не очень ровно, но лучше дорога с заплатками, чем с огромными ямами.