Маргарита Гречнева

Отзыв об иммерсивном шоу "Безликие"

www.bezlikie.show Для кластера - скидка 10% по промо-коду RGISI

Зачем вы ходите в театр? В кино? Зачем храните и перечитываете тонны художественной литературы? Что в этом всем есть такое, чего не хватает вам в вашей реальной жизни?

Безопасность.

Линейный сюжет, продуманный за вас: из пункта А в пункт Б маршрут уже проложен и обещает быть развлекательным. Ура! Так просто! Но вы – только пассажир…а возможно и «ездовая лошадь». Шутки продуманы заранее, диалоги выверены редактором,  случайные "ляпы" бросаются в глаза и зритель снисходительно говорит: «ну бывает!» Даже если несколько раз в течение фильма вас, таки, удалось загнать в состояние страха неопределенности, в конце ждет спасительное разъяснение и картинка сложится – ааааа, все ясно теперь! Не тешьте самолюбие понапрасну! Режиссер вас просто вел за узду, удила которой вы закусили при просмотре трейлера. В опере можно подглядывать в либретто: каждая сцена объяснена, никаких неожиданностей. Остается лишь хвалить или критиковать мастерство артистов, будто ты сам эксперт в том, как передать чувства, чтобы не звучало фальшиво.  Безопасно и предсказуемо. "Я все понял, я все знаю!" - говорит зритель, но толком даже пересказать сюжет не может.

В жизни все гораздо сложнее, хотя сюжеты избиты и бесконечно повторяются, а каждый из нас играет в них свою партию (и не одну). Мы демонстративно выпячиваем любимые роли или пугливо прикрываемся ими. Некоторые даже напоминают «бронежилеты». Захочешь к человеку пробиться - не получится. Я – мать! Я – сын! Я – босс! Я – тусовщик! У каждого – свое «прикрытие», своя маска.

Но бывают такие моменты, когда отчетливо чувствуешь, что это все неправда. И аж подташнивает от намертво приколоченных ярлыков. Не все могут в этом признаться. «У кого "не так" - у того впритык, а кому «никак» - тот и так привык»(с). Когда вам вдруг стало «не так» - может, попробовать снять эту маску? Нет! Ужас и паника! Во все времена «потерять лицо» - один из самых страшных страхов. На самом деле, если внутри холодеет – значит, не все потеряно. Значит, вы всё еще живы и способны чувствовать! И нужно просто сделать шаг в неизвестность. В реальную жизнь, свободную от фейков, ярлыков и должностных инструкций. Хотя бы на время!

Коленки, конечно, могут и затрястись: вот так сразу нырнуть? А если я захлебнусь? Ну что ж…есть хорошие тренажеры! Иммерсивное шоу «Безликие» - это возможность на 3 часа забыть о том, кто вы, кем хотите казаться, каким от вас требуют быть другие.  В Санкт-Петербурге, в доме на Дворцовой набережной д.20 регулярно открывается большая стеклянная дверь в искусно созданный мир XIX века, где каждая деталь – ключ к пониманию происходящего, но нет никаких инструкций к действию. Есть только заданные обстоятельства и 3 строгих ограничения:  не разговаривать, не мешать актерам, не снимать безликую маску. Вы попадаете в сумеречный город, полный запахов и звуков, где происходят странные события, на первый взгляд никак не связанные. Каждая комната старинного особняка - отдельный персонаж действа. Цирюльня, прачечная, торговая площадь, комната инженера и еще более 60-ти уголков таинственного города рассказывают каждый свою часть истории. Звуки, свет, запахи, реквизит - тут все не просто так! Город полон сложных персонажей.  Они здесь живут откровенно и смело, в упор не замечая присутствия свидетелей. Неловко? Это проблемы зрителя, он здесь "подглядывающий", так что нет смысла прикидываться моралистом!

Вы попадаете в город и дальше начинается самостоятельная работа. Внутренний "всезнайка-идиот" сразу признает свое поражение и начинается чистое мышление. Зритель вынужден формировать собственное представление о происходящем, пользуясь лишь теми фактами, которые способен заметить. Персонажи заходят в свои комнаты, не обращая внимания на ваше присутствие. Вас нет. Есть только жизнь вокруг вас: фон и фигуры. От того, насколько внимательно вы следите за ними, зависит уровень понимания сюжета, подсказку в виде либретто выдадут только после завершения действия. Тотальная вовлеченность и готовность к непредсказуемости дают шанс получить невероятное удовольствие от постановки. От того, насколько хорошо вы умеете находить связи между фактами, выстраивать сложные смысловые конструкции; от качества информации, которая хранилась в вашей голове еще до того, как вы попали на спектакль, зависит степень  интеллектуального наслаждения "Безликими". Если вам знакомы Великие трагедии, вы насладитесь хитросплетениями судеб героев, если же в фаворе телевизионный юмор - даже мифы Древней Греции покажутся стендапом. Заядлым любителям поскроллить котиков в фейсбуке - лучше вообще не приходить. В таинственном городе котиков нет, лишь специфический запах в подворотне напомнит вам о них.

Маска на лице - это всего лишь техническая уловка. Она ничего не обозначает, ничего не выражает. Она метафорически уничтожает личность, делая вас безмолвным и беспомощным свидетелем жизни, смерти, любви, насилия, страха, нежности...Что и как долго будет свидетельствоваться - вопрос "вместимости" смотрящего. Насколько вы "велики"? Готовы ли признать свой выбор? Невероятно сложно и мучительно удержаться и не броситься на призыв о помощи, не защитить, не взять за руку умирающего мальчика. Но этого делать нельзя! Тогда "убьют" вас - попросят покинуть зал и для вас шоу будет закончено. Вы делаете выбор. Социальные психологи описали любой из возможных выборов полвека назад, но сейчас эксперимент ставят на вас, оставляя один на один со своей болью, со знанием о том, кто вы на самом деле. К чему потом слезы над телом, если вы сказали его смерти "да"? Знать из книги и прожить - это совсем разные величины. Способны ли вы жить с этим дальше? Если да, вот вам следующий вопрос: "а если это ваш сын?" Вот и новый уровень сложности...

 

Парадокс в том, что как только отказываешься от своего "Я", становишься чистым восприятием с широко раскрытыми глазами, обнаруживаешь повсюду лишь себя самого. Потому что реальность - это отражение того, что творится у тебя в голове. То же, что всплывает, когда закрываешь глаза и погружаешься в сон. Свой собственный сон. Просто теперь вы его смотрите, не идентифицируясь с ним. Можно ли после такой честной встречи с самим собой сказать однозначно: "Мне понравилось"?

Режиссеры-постановщики делятся своими чувствами от подготовки: "Несмотря на ощущение слепоты и хаоса - это был хаос - все доверяли друг другу и были мотивированы на создание чего-то истинного и прекрасного." Похоже, у них все получилось!

Так зачем же ходить в театр? В кино? Там, кроме прочего, есть надежда на встречу с волшебником, который говорит: "...вот я и взял, собрал людей, перетасовал их. И все они стали жить так, чтобы ты смеялась и плакала"(с)

Не ждите спасителя! Наполняйте себя красотой, сложностью, доверием! Окружайте себя людьми! Одни будут работать лучше, другие - хуже, но вам будет кому доверять! Все опечатки будут ваши, вся фальшь - ваша, но это честная фальшь и верные опечатки. Только тогда жизнь будет сочной, пугающей, подлинной.

Или идите тренироваться на "Безликих" - 600 сцен, 21 сюжетная линия, окончательно понять постановку невозможно ни со 2-го, ни с 10-го раза. В этом смысле, она остается свежей и волнующей невероятно долго. При этом учтите, что главный герой постановки (вы сами) бесконечно меняется в зависимости от обстоятельств и новых знаний! Скучно не будет! Безопасно тоже.