Алёна Субботина

Набросок года. Переломный 1913-й

Привет, друзья! Меня зовут Алёна, я учусь на кафедре теории и истории культуры РГПУ им. Герцена. Интересуюсь искусством и культурой и тем, что меня увлечёт, хочу с вами делиться. В колонке «Набросок года» я буду рассказывать о событиях, которые, как мне кажется, помогут сформировать наше представление об эпохе, определенном стиле в искусстве. 

Никаких рамок в выборе тем, единственное ограничение — обзор будет посвящен культурным событиям одного года. Сегодня я расскажу, чем для истории искусства запомнился 1913-й. Почему начинаю рубрику с рассказа о 1913-ом? События этого года предложили обществу иной взгляд на перспективы развития изобразительного, театрального и балетного искусств. 1913-ый стал точкой отсчёта для новых художественных направлений, а главное — манифестом эпохи модернизма.


Рождение «Чёрного квадрата» ​

 Kasimir-Malevich-Kazimir-Malevich-Stage-Design-Act-2-Scene-5.JPG


К. Малевич, эскиз декорации к опере «Победа над солнцем», 1913 г.

 ​
«Музыка — диссонансы, слово — заумь, образ — протосупрематизм», — такое сочетание элементов представили публике будетляне — русские футуристы — в декабре 1913 года на сцене петербургского театра «Луна-парк». Это была футуристическая опера «Победа над Солнцем», где Михаил Матюшин создавал музыку, Алексей Кручёных — либретто с прологом Велимира Хлебникова, Казимир Малевич — декорации и костюмы. Постановка оперы закончилась скандалом, на что и рассчитывали её создатели.

С оперой связывают рождение главной иконы XX столетия — «Чёрного квадрата», хотя никаких эскизов к «Победе над Солнцем» с чёрным квадратом не сохранилось, а его реальное воплощение было написано только в 1915 году. Работа была представлена на «Последней футуристической выставке картин "0,10"», где заняла почётное место в «красном углу». Но сам Казимир Малевич настаивал именно на дате — 1913 год. Почему?

Спустя 20 лет после постановки исследователь футуризма Бенедикт Лившиц восторженно пишет о живописи Малевича, считая её главным героем оперы: «Это была живописная заумь, предварявшая иступленную беспредметность супрематизма [...]», «уже тогда пытался (Малевич) свести свою живопись к квадрату». Для художника 1913-й стал началом перехода к нулю форм, от футуризма к супрематизму.
«Солнце у Кручёных символизировало отжившую логику отжившей культуры, рационализм, которому будетляне противопоставляли заумь, проваливаясь в алогичную вселенную неведомых измерений сквозь чёрную квадратную дыру», — пишет искусствовед Анна Толстова в книге «1913: Год отсчета».

 ​МАТЮШИН.jpg

Михаил Матюшин, Алексей Кручёных, Казимир Малевич, 1913 г.


Прорыв в поэтическое будущее


В апреле 1913 года свет увидел сборник стихов Гийома Аполлинера «Алкоголи».
Сборник увековечил новые поэтические приёмы, стал итогом творческих поисков поэта.

«Этот мистификатор, в обидчивости и вспыльчивости доводивший себя до театрализованного гротеска, эгоцентричный и наивный, по праву носил титул enfant terrible ("несносный ребёнок") в среде парижских поэтов и художников, совсем не отличавшихся скромностью», — пишет о поэте профессор филологических наук Елена Пастернак в книге «1913: Год отсчета».

Аполлинер — неотъемлемый персонаж парижской богемы, стремился быть в первых рядах авангардистов: создал термин «сюрреализм», отстаивал позиции кубистов, защищал смелые проекты модернизма. Его стихи разрывают с традиционными метрикой и образностью. Главный новаторский приём Аполлинера — отсутствие пунктуации. Он объяснял этот приём так: «писать нужно сообразно дыханию».

[...] Ты вновь один уже светло на площади
На улицах гремят бидонами молочницы

Ночь удаляется гулящей негритянкой
Фердиной шалой Леа оторванкой

Ты водку пьешь и жгуч как годы алкоголь
Жизнь залпом пьешь как спирт и жжет тебя огонь

В Отей шатаясь ты бредешь по городу
Упасть уснуть среди своих божков топорных

Ты собирал их долго год за годом божков Гвинеи или Океании

Богов чужих надежд и чаяний

Прощай Прощайте
Солнцу перерезали горло.

                                   «Зона», сборник «Алкоголи», 1913 г.

Сборник «Алкоголи» был задуман как ансамбль стихов, связанных гармоническим единством нескольких мотивов: темы любви и смерти, сплетение реальности и сна, чувств и технических достижений эпохи.

«Некрасивый» балет


ВЕСНА .jpg
                     

                                             Сцена из первой постановки «Весна священная», 1913 г.

Новаторский балет «Весна священная» создавался в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Композитор Игорь Стравинский написал неудобную для балетных танцоров музыку: они сбивались с непривычного ритма. Николай Рерих одел их в традиционные славянские костюмы: сарафаны, рубахи и лапти — никаких пуантов. Вацлав Нижинский, танцовщик Русского балета Дягилева, выступил в роли хореографа и заставил артистов танцевать на прямых ногах и косолапо, что противоречило правилам классического балетного танца.

«Священная весна не есть "балет", — писал театральный деятель Сергей Волконский. — Это ритуал, это древнее обрядовое действо». Действительно, балет не имел сюжета и представлял собой языческую мистерию в честь возрождения природы. Двадцатое столетие жаждало изменений, обновления и разрушения старых канонов, к чему и призывал балет «Весна священная».
«Новый век требует не весёленькой весны с милой улыбочкой, а Весны-Трагедии, омытой жертвенной кровью», — писал российский искусствовед Аркадий Ипполитов.

«Весна священная» была представлена публике 29 мая 1913 года в театре Елисейских Полей. Постановка оказалась провальной: публика свистела и из-за расхождения во взглядах даже подралась. Тем не менее «Весна священная» была заявлением, которое стерло прежние границы в балетном искусстве.

ЭСКИЗ ДЕКОРАЦИЙ .jpg
 ​

Эскиз декораций Н. К. Рериха, 1913 г.

В следующий раз я расскажу вам о знаменательных событиях 1929 года. Будьте готовы: нас ожидает киноавангард и литературные открытия! Друзья, о событиях какого года вам было бы интересно узнать? Пишите в комментариях! ​


Что можно посмотреть и почитать о культурных событиях 1913-ого:


  • Реконструкция аутентичной постановки 1913 года — «Победа над Солнцем» (Victory over the Sun, 1983 г.)  

 
  • Хореографические версии «Победы над Солнцем»:  реконструкция хореографии Миллисент Ходсон (1987 г.) и постановка Саши Вальц (2013 г.)


  • Фрагмент постановки «Победы над Солнцем» немецкого хореографа Пины Бауш
 ​