Александрийская библиотека

Социологическое LEGO — конструктор воспоминаний

28 марта в лектории «Александрийская библиотека» прошла вторая лекция цикла «Культурный отбор». Магистр социологии, сотрудник РАН Георгий Николаенко рассказал гостям о социологических аспектах памяти. Прямую трансляцию лекции прослушало около 30 тысяч человек!
Лекция началась с теоретических основ социологии, беседы о ее месте в системе социогуманитарного знания. Один из виднейших классиков дисциплины Питирим Сорокин в середине XX века утверждал, что социология — автономная наука. Георгий отметил, что сейчас она все больше взаимодействует с другими научными областями, но, к сожалению, из-за такой мультипарадигмальности науки, некоторые исследователи ограничивают понимание ее законов социологическими опросами.

Вторая половина лекции была посвящена культурной и политической памяти. Лектор ввел понятие «горизонт памяти» и отметил, что он создается поколениями, а также рассмотрел формирование исторической памяти из блоков «значимых» и «поворотных» событий, взгляд на которые часто строится не носителем воспоминаний.

После лекции мы попросили Георгия ответить на несколько вопросов. Нам удалось узнать, как коллективная память способна подавлять индивидуальную и почему важны воспоминания даже о тех событиях, о которых нам хотелось бы забыть.


Георгий, скажите, способна ли коллективная память полностью подавлять индивидуальную, меняя самосознание личности?

Индивидуальные воспоминания нельзя назвать в полной мере изолированными. Коллективная память может влиять на человека и его индивидуальные воспоминания, даже если он ни с кем ими не делится. Например, пятнадцатилетняя девушка политически индифферентна, живет в семье, где отец по вечерам любит рассуждать на политические темы. Она начинается встречаться с молодым человеком, изучающим политологию. Девушка боится его осуждения и не говорит, что ничего не понимает в политике. Поэтому она вспоминает монологи отца и отстаивает «свою» позицию, не осознавая, что эти воспоминания ей не принадлежат.


Вы упомянули, что воспоминания можно рассматривать как средство адаптации к каким-либо событиям. Справедливо ли это по отношению к психологическим травмам, память о которых часто бывает болезненной?

В социологии много вопросов и теорий, связанных с травмами. В своей магистерской диссертации я изучал две из них. Первая говорит, что травма — последствие реально существовавшего события. Вторая рассматривает коллективную, культурную и историческую травмы. Да, справедливо, ведь иногда быть жертвой удобно. Можно что-то простить себе, объяснить свои действия событиями, которые общество считает травмирующими, даже если для нас они таковыми не являются.


Расскажите о конструировании памяти — позитивно или негативно оно влияет на формирование личности?

Изменение памяти — достаточно долговременный процесс. Постепенно носители памяти о каком-либо событии уходят из жизни. Когда-нибудь не останется ни одного ветерана, детей этих ветеранов, детей их детей, слушавших рассказы родителей. Тогда эту память будет необходимо поддерживать книгами, фильмами, мероприятиями. В таком случае конструирование будет скорее позитивным. Бывает конструирование негативное, когда вы контролируете чужую память.


Ч. Миллс говорил: «Человека можно научить социологически мыслить, но никак не обучить социологии». На основе рекомендаций Георгия мы составили подборку книг о методологии науки и социологической стороне памяти:
  • Т. Кун «Структура научных революций»
  • Б. Латур «Наука в действии»
  • П. Нора «Всемирное торжество памяти»
  • А. Ассман «Длинная тень прошлого» 

IMG_8669.jpg
IMG_8692.jpg
IMG_8693.jpg
IMG_8694.jpgIMG_8724.jpg
IMG_8774.jpg
IMG_8785.jpgIMG_8825.jpg
IMG_8830.jpg
IMG_8850.jpg


Автор текста: Светлана Сагадеева