Александрийская библиотека

Медиаискусство: искусство, технологии и наука

Недавно в «Александрийской библиотеке» с лекцией о современном медиаискусстве выступила автор курса по визуальному программированию и медиахудожник Анастасия Скабёлкина. Рассказ вышел за рамки привычной лекции и перерос в аудио-визуальный проект! Что такое нью‑медиа‑арт, как и зачем создаются медиапроизведения — читайте в материале.

Медиаискусство (или нью‑медиа‑арт) находится на стыке искусства, науки и технологий. Здесь нет универсальных способов создания произведений, совмещаются разнообразные формы и жанры: цифровое, световое, интерактивное и другие виды искусства.
Междисциплинарность — ключевая черта медиаискусства. Художники используют разные приёмы, соединяют в своих работах свет, цвет и звук.
​Медиаискусство начало активно развиваться вслед за технологическим прогрессом во второй половине ХХ века. Утверждалась идея автономии искусства, то есть отказа от условных границ произведения: рамок или постаментов.

В это время появился жанр видеоарта, основателем которого стал Нам Джун Пайк — представитель европейского арт-движения Флуксус. Важная страница в истории медиаискусства — открытие в 1968 году лондонской выставки «Кибернетическая проницательность», которая была посвящена взаимодействию художника и технологий.

Медиахудожников вдохновляет визуализация альтернативной реальности и бесконечности, игра с границами восприятия. Так, с помощью технологий, художник Рефик Анадол старается переосмыслить и преобразить привычный нам мир. В своих работах он поднимает вопросы будущего архитектуры, современного восприятия окружающего пространства. Анастасия также обратила внимание на работы японского художника Рёдзи Икеда. Он мастерски совмещает визуальное изображение и звук, обращается к математической тематике.
Не только художники заимствуют идеи из мира новых технологий. Происходит и обратный процесс: работа над медиапроизведениями подталкивает развитие технологий.
Современные медиапроекты создаются благодаря высокотехнологичным программам обработки визуального кода, которые основаны на принципах визуального программирования. Визуальное программирование позволяет манипулировать графическими объектами и наглядно представлять процесс программирования.

В основе медиаискусства — стремление расширить границы визуального восприятия и понять, как технологии преобразуют мир и наше видение. Художники обращаются к проблемам современного общества: глобальное потепление, загрязнение окружающей среды. Однако, по мнению Анастасии, с ростом количества медиапроизведений снижается их качество и эстетическая ценность.

Лекция Анастасии Скабёлкиной была интересным экскурсом по истории медиаискусства и современным проектам. Слушатели вдохновились темой лекции: интересовались фестивалями медиа-арта и возможностью создания собственных работ.


Текст: Екатерина Солонина
Фото: Валерий Газаров

u_ECOVRbW-Y.jpg
7sEEcsXmFlY.jpg
AmEL4IPGt9c.jpg
IKooR3Wd__I.jpg
3Ia0XTRSWUo.jpg
QIyTMZdgz2o.jpg
FVOgL4bXwBM.jpg