ВШМ

Отчет о семинаре «Радикализация мышления»

27 мая в Высшей школе методологии состоялся заключительный методологический семинар этого семестра. Тему «Радикализация мышления» представили президент ВШМ Андрей Владимирович Курпатов и ректор ВШМ Анатолий Николаевич Алехин.


В начале семинара Андрей Владимирович предложил участникам семинара вопрос — что мы можем считать мышлением, а что мышлением не является, но представляет собой лишь интеллектуальную активность? Например, в человеческом мозге не существует уникальных зон, активизирующихся при решении тех или иных задач, тогда как в отсутствии подобных задач активизируются значительные паттерны нервных связей, которые, благодаря исследованиям Маркуса Рейчела, получили название «дефолт системы мозга».

Согласно методологии мышления, мышлением мы можем признать только ту интеллектуальную активность, которая сопровождается специфической озадаченностью. Когда мы формируем в себе навык наталкиваться на препятствия в области мира интеллектуальной функции («символическое»), поскольку очевидно, что реальность этого мира не может сопротивляться нам физически.

Далее были представлены основные понятия методологии мышления — в частности понятия «реальности» и «представлений». Обращаясь к произведению Ролана Барта «Фрагменты речи влюбленного», Андрей Владимирович предложил представить себе наблюдателя, который появляется за счет организующих его представлений. О том, что дискурс всегда дан нам в каких-то, как говорит Ролан Барт, «фигурах», которые и есть наши представления-нарративы.

Мы должны изъять наблюдателя, который создает нарративы, из взаимодействия с реальностью, потому что он представляет лишь версию того, что происходит на самом деле. Радикализация мышления заключается в сканировании реальности для получения новых «фигур» без создания единого нарратива.

Озадаченность, определяющую мышление, Андрей Владимирович объяснил, пользуясь аналогией с «завершенными и незавершенными гештальтами». Как только завершается какой-то гештальт, возникает ощущение понимания, которое приводит к состоянию покоя. Если же мы чувствуем беспокойство, то необходимо снова и снова обращаться к реальности для получения большего количества фактов, которые помогут завершить гештальт в рамках нашего мышления.

Именно чувство незавершенности, дискомфорта, по словам Андрея Владимировича, помогает приходить к озадаченности. Нужно понять, где мы чувствуем себя некомфортно, отступить и поинтересоваться, что еще есть в этом аспекте реальности. А главный вопрос методологии мышления — «Что происходит на самом деле?» — позволяет видеть новые фигуры реальности.

В конце семинара Анатолий Николаевич представил новую работу Андрея Владимировича «Что такое мышление? Наброски». Ректор ВШМ отметил, что книга содержит в себе подробное изложение того, о чем в этом семестре шла речь на методологических семинарах ВШМ: онтогенез мышления, плоскость и пространство мышления, роль другого в формировании мышления и многое другое. Заканчивается книга конкретными задачами, которые предстоит решать, чтобы научиться создавать наиболее эффективные реконструкции реальности.
Руководство Высшей школы методологии благодарит всех участников за продуктивную работу в течение семестра!