ВШМ

Отчет о семинаре «Пространство мышления»

25 марта в Высшей школе методологии состоялся методологический семинар «Пространство мышления». Тему представили президент ВШМ Андрей Владимирович Курпатов и ректор ВШМ Анатолий Николаевич Алехин.


В начале семинара Андрей Владимирович обратился к тем вопросам, которые были предметом предыдущих встреч: различение мышления и интеллектуальной активности, псевдомышление, реальность и наши представления о ней.

Переходя к теме семинара, Андрей Владимирович коснулся понятия «мира интеллектуальной функции» (МИФ), который в отличие от объектной, физической действительности нельзя «пощупать». Мир интеллектуальной функции — некое пространство смыслов, которые мы интроецируем в процессе своего взаимодействия с другими людьми. И если в мире объектном мы испытываем естественные ограничения, то в случае мира интеллектуальной функции мы можем ощутить его сопротивление нам лишь через других людей.

Сложность состоит в том, отметил Андрей Владимирович, что мы крайне редко контактируем непосредственно с другими людьми, чаще всего мы взаимодействуем с существующими в нашей голове образами других. Настоящий контакт происходит в тот момент, когда другой действует не так, как мы того ожидаем, не так, как мы хотели бы, чтобы он себя вел. Именно эти конфликты с другими и есть тот способ, с помощью которого мы учимся создавать сложные интеллектуальные объекты, создающие специфическую кривизну пространства нашего мышления.

Анализируя нейрофизиологию производства интеллектуальных объектов (того способа, каким психика формирует интеллектуальные объекты), Андрей Владимирович указал на значение работ Стивена Пинкера. В каком-то смысле мы можем говорить о «весе» интеллектуальных объектов. Причем навык формирования сложных интеллектуальных объектов, по всей видимости, связан с социальным опытом — сложностью, многоаспектностью и противоречивостью отношений данного субъекта с другими людьми. Именно навык формирования других людей как сложных интеллектуальных объектов нашего внутреннего психического пространства и позволяет нам создавать сложные интеллектуальные объекты пространства нашего мышления.

Когда мы говорим о пространстве мышления, важно найти категории, позволяющие описать эту «тяжесть», понять, как формируются интеллектуальные объекты и как их структурировать.

В конце семинара участники задали свои вопросы. Отвечая на один из них, Андрей Владимирович еще раз обратил внимание слушателей на реальность мира интеллектуальной функции. Очевидная сложность состоит в том, что мир интеллектуальной функции не существует какой-то конкретной голове, а в определенном смысле распределен между живущими сейчас людьми, представляя собой реальность нашего фактического существования как мыслящих субъектов.
В рамках следующего методологического семинар планируется завершить рассмотрение социогенеза мышления, обратиться к социальной сущности механики формирования интеллектуальных объектов. Помимо этого, часть семинара будет посвящена феномену проблематизации «я» и его роли на разных фазах формирования пространства мышления.